На главную

Инновационные решения
в сфере социальной
защиты населения

Агентство инноваций Москвы подготовило обзор российских
и международных продуктов для развития отрасли

Один из ключевых приоритетов Москвы – обеспечение равенства возможностей и равного доступа к инфраструктуре и сервисам для всех категорий граждан, в том числе уязвимых групп населения. Традиционные инструменты не всегда эффективны, поэтому Москва постоянно находится в поиске новых решений современных вызовов.

Анализ международного опыта показывает, что для решения данной проблемы мировые города выбирают комплексный подход с опорой на инновационные технологии, в котором выделяются четыре основные задачи:

  1. Расширение возможностей уязвимых групп населения, повышение самостоятельности и вовлечение в общественную жизнь за счет разработки и внедрения новых технологических решений.
  2. Повышение эффективности работы организаций социальной поддержки, в том числе за счет внедрения инноваций.
  3. Развитие скоординированной экосистемы социальной поддержки за счет вовлечения и выстраивания партнерств.
  4. Регулярный мониторинг и оценка эффективности реализуемых программ, тестирование новых решений перед масштабной реализацией.

Инновационные решения

Российские и международные решения сгруппированы по 5 направлениям поддержки

Устойчивые социальные связи

Преодоление чувства одиночества и социальной изоляции

Адаптированная среда

Создание доступной городской среды для людей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата

Трудоустройство и самореализация

Развитие адаптированных способов обучения, трудоустройства и досуга

Новые форматы проживания и заботы

Развитие «человекоцентричных», не казённых форматов проживания и заботы

Безопасность и независимость

Поддержка бытовой самостоятельности, программы реабилитации, защита от домашнего насилия

У вас есть инновационный продукт для социальной сферы?

Добавить решение

Целевые аудитории

Для Москвы характерны те же вызовы и социальные изменения, что и для большинства остальных городов и стран мира.

Старшее поколение

3 млн чел. в возрасте старше 60 лет проживает в Москве (24,3% от общей численности населения), +12% прирост доли лиц старшего возраста в общей численности за 2016-2020

Люди с ограниченными возможностями

1 млн взрослых с инвалидностью проживает в Москве (9,5% от общей численности, из них 72% старше 60 лет), 73% инвалидов в трудоспособном возрасте не работает

Органы власти и организации, занимающиеся социальной защитой населения

Рост числа представителей социально-незащищенных групп граждан и снижение популярности работы в социальной сфере приводит к увеличению нагрузки на систему социальной защиты. При этом у жителей растет запрос на получение персонализированных и более инновационных услуг.

Технологии

Группы технологий, которые оказывают на социальную сферу наибольший эффект

Основные выводы исследования

Агентство инноваций Москвы подготовило обзор международного опыта и российской практики применения инноваций в социальной сфере. В данном исследовании проанализированы решения двух основных типов:

  1. Технологические – продукты и сервисы, созданные с использованием современных технологий (искусственного интеллекта, дополненной реальности, робототехники и т.д.);
  2. Организационные – программы и инициативы, направленные на стимулирование спроса и предложения инновационных продуктов и услуг в сфере социальной защиты населения.

Ключевые выводы для технологических решений:

  1. Вызовы развития социальной сферы стали драйверами формирования новых технологических ниш - AgeTech (решения для людей пожилого возраста) и AssistiveTech (решения для людей с ограниченными возможностями), которые в ближайшие 5 лет будут расти на 21% и 7% в год соответственно.
  2. Решения AgeTech и AssistiveTech чаще применяются для создания доступной городской среды и повышения бытовой самостоятельности уязвимых групп населения. При этом существует дефицит продуктов, облегчающих трудоустройство и самореализацию.
  3. Рынки AgeTech и AssistiveTech в России менее развиты, чем в мире. Особенно не хватает специализированных решений для людей старшего поколения.
  4. Органы власти и организации социальной поддержки все чаще обращаются к технологиям для решения своих профессиональных задач. В мире существует довольно много решений по автоматизации ключевых бизнес-процессов и документооборота социальных служб. Появляется все больше интеллектуальных систем, в том числе на основе искусственного интеллекта, для превентивного выявления социальных проблем и групп людей, нуждающихся в социальной поддержке. Подобные решения в России пока отсутствуют.